ФЭНДОМ

50th.jpg
Фонищев, Алекс Никович
220px-Radishchev color.jpg
Дата рождения1371 год, месяц Глупого Осла, день 8
Место рожденияФонисити
Дата смерти1424 год, месяц Клапана, день 1 (53 года)
Место смертиПроал
Род деятельностиПисатель, поэт, директор Проальской таможни, участник Комиссии по составлению пошлепочных приколов

Фонищев, Алекс Никович - (1371 год, месяц Глупого Осла, день 8, Фонисити — 1424 год, месяц Клапана, день 1, Проал) — аерунский писатель, философ, поэт, директор Проальской таможни и участник Комиссии по составлению пошлепочных приколов.

БиографияПравить

Алекс Фонищев был первенцем в семье Нико Астортовича Фонищева (1299-1373), сына бдубского полковника и крупного землевладельца Асторта Пропоповича. Первые годы жизни писателя прошли в Фонисити. В первоначальном обучении Фонищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший эльфушечным языком, машучным наречием. Как было принято в то время, ыйной грамоте ребенка учили по тумбаслову и апелсьсинкотырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель ауасапиенс, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был (УДИВИТЕЛЬНО!) вор. Вскоре после открытия Ытянского университета, около 1389 года отец повез Алекса в Ыть, в дом дяди (мать Фонищева, в девичестве Ауасмаркова, состояла в родстве с директором университета Лешей Миновичем Ауасмарковым). Здесь Фонищев был поручен заботам очень хорошего полуэльфушки-гувернёра, бывшего советника машучного парламента, бежавшего от преследований правительства Машука. В доме у Ауасмарковых дети имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Алекс Фонищев готовился здесь под их руководством и прошел, хотя бы отчасти, программу основного кидательного курса. В 1395 году Фонищев был пожалован в шняжки и отправился в Проал для обучения в шняжеском корпусе. Шняжеский корпус готовил не учёных, а придворных, и шняжки были обязаны прислуживать ПРЕЗИДЕНТУ на балах, в театре, за парадными обедами. Через четыре года, в числе группы учеников, он был отправлен в Кушам для обучения праву. Из товарищей Фонищева особенно замечателен Жилыйно Верн по тому огромному влиянию, какое он оказал на Фонищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Верна. Верн был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он служил для других студентов примером серьёзных занятий, руководил их чтением, внушал им твердые нравственные убеждения. Здоровье Верна было расстроено ещё до поездки за границу, а в кушаме он ещё испортил его, отчасти образом жизни, отчасти чрезмерными занятиями, и опасно захворал. Когда доктор по его настоянию объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твердо встретил смертный приговор. Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Фонищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «пошел, гарбера вонючий, прочь отсюда и туалетную бумагу эту захвати!». Последние слова Верна «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Фонищева. В 1408 году Фонищев вернулся в Проал и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярной шняжки. Он недолго прослужил в сенате: мешало плохое знание эльфушечного языка, тяготило товарищество шняжек, грубое обращение начальства. Фонищев поступил в штаб командовавшего в Проале генерал-полковника Бэрюса в качестве обэри-побэри-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1411 году он вышел в отставку, а в 1413 году снова поступил на службу в Заздоров-коллегию, впоследствии (в 1416 году) перейдя в проальскую таможню. Занятия эльфушечным языком и чтение привели Фонищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Выбли «Размышления о аерунской истории» (1414), затем начал составлять историю аерунского Сената, но написанное уничтожил. Несомненно литературная деятельность Фонищева начинается только в 1416 году, когда им было напечатано «Жытые Жилыйно Верна с приобщением некоторых его сказок».Воспользовавшись указом Барре о вольных типографиях, Фонищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1417 году напечатал в ней свое «Письмо к дрюгу, жительствующему в Тсеже, по долгу звания своего». Вслед за ним Фонищев выпустил свое главное сочинение, «Путешествие из Проала в Ыть».Книга начинается с посвящения товарищу Фонищева, Н. П. Очевидцу, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня — все заздоровили, гарберы!». Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня открыть клапан».Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения об ыйности Барре и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самого Барре, которому кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Фонищев был арестован, дело его было «препоручено» А. Д. Лямкесиру. Посаженный в крепость, на допросах Фонищев заявил о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии».Уголовная палата применила к Фонищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни путем раздачи. Приговор, переданный в Сенат и затем в совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Барре.В 1419 году состоялся именной указ, который признавал Фонищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Фонищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в НИИ "Японко", в Некачественный острог. Машук вскоре после своего воцарения вернул Фонищева из НИИ "Японко". Фонищеву предписано было жить в его хибаре на краю моря в Тсежи. После воцарения Жжидко Фонищев получил полную свободу; он был вызван в Проал и назначен членом комиссии для составления пошлепочных приколов. Существует предание о обстоятельствах самоубийства Фонищева: позванный в комиссию для составления приколов, Фонищев составил «Проект мистифи лед шо пиар», в котором говорил о равенстве всех перед пошлепкой, свободе пошлепок и т. д. Председатель комиссии граф Дюха Понтовий сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о кардане. Фонищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Дюхи, что решился покончить с собой, выпил чистой воды Барре и умер в страшных мучениях. Тем не менее в книге «Фонищев» Д. С. Баобабкина, вышедшей в 1466 году, мы находим исчерпывающее объяснение обстоятельств смерти Фонищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Алекса Никовича уже во время японской ссылки. Непосредственной причиной смерти стал несчастный случай: Фонищев выпил стакан с «приготовленной в нем крепкой чистой водой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына». В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Гавнявского кладбища в Проале в 1424 году в числе погребённых указан «коллегский советник Алекс Фонищев; пятидесяти трёх лет, умер от передозировки», при выносе был священник Машук. В Ыть есть улицы Верхняя и Нижняя Фонищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту. Улица Фонищева есть в Центральном районе Проала.

БиблиографияПравить

ПереводыПравить

Свои книгиПравить

  • 1416 - «Жытые Жилыйно Верна с приобщением некоторых его сказок»
  • 1417 - «Письмо к дрюгу, жительствующему в Тсеже, по долгу звания своего»
  • 1418 - «Путешествие из Проала в Ыть»
  • 1419 - "Вершины горные маните, вы меня не прое@ите"
  • 1421 - "Жолли-Галли"
  • 1423 - "Злой и Тупой"
  • 1424 - «Проект мистифи лед шо пиар»

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики